среда, 1 апреля 2020 г.

02.04.2020 г. Урок музыки в 6 классе

                                                        Здравствуйте, ребята!
Запишите в тетради число, классная работа, тему урока.
Тема урока: "Творчество композиторов- романтиков. Ф.Шуберт и Э.Григ".
Эпиграф
Воистину в Шуберте живет божественная искра.
(Л. ван Бетховен)
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
 Прочтите стихотворение английского поэта Джона Китса и подумайте, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час, 
Когда заката золото струится
 И облаков сребристых вереница 
Обласкана зефирами, - хоть раз 
Уйти от тягот, что терзают нас 
На миг от неотступных дум забыться 
И с просветленною душой укрыться
 В заглохшей чаще, радующей глаз.
 Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.
Новый стиль в искусстве, который сменил барокко – это романтизм. 
РОМАНТИЗМ – идейное и художественное движение в европейской культуре (конец XVIII-начало XIXв.), характеризующееся возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью, острым желанием создать совершенный мир и выступлением против будничности и серости действительности.
На рубеже XVIII – XIX столетий в европейском искусстве новое направление - романтизм ( фр. Romantisme). В отличие от представителей классицизма, которых интересовали прежде всего высокие общественные идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека..
Наиболее ярко особенности романтизма проявились в музыке. Если композиторы-классицисты предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт, - то композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить сокровенные чувства и движения души. Получили развитие песня и романс опера.
Особое место в музыке заняла любовная лирика.
Музыка XIX века имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть «внутреннего человека», передать порывы его души и боль сердца.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения.
Программой могло служить название сочинения, указывающее на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи.
Таким образом осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза искусств – литературы, живописи и музыки.
Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору.
Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев, фантастические и сказочные образы, картины природы – как отражение внутреннего мира человека.
Многие композиторы-романтики стремились показать, что через муз. просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижерами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов ( Ф. Шопен).
Композиторы стремились показать драматизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций , правдиво передать в музыке психологическое состояние героев. Оперные персонажи перестали делиться на «положительных и «отрицательных», каждый представал во всей сложности и противоречии характера.
Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Франца Шуберта, австрийского композитора, и Эдварда Грига, норвежского композитора,с музыкой которых нам предстоит сегодня встретиться.
                             
                                                               Франц Петер Шуберт 
Родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.
В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.
Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучая биографию Франца Шуберта, следует знать, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу. В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора.Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.
В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.
Особенности творчества
Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.
Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире.

 Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.
Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса №6 Ми-бемоль мажор.
1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие.
1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.





Домашняя работа: заполнить хронологическую таблицу по композитору Э.Григ.
Спасибо за внимание!
Все ваши вопросы вы можете задавать в поле Комментарии после текста сообщения.





5 комментариев:

Творческое объединение "Народный вокал" 22.05.2023

 Здраствуйте, ребята! Тема нашего занятия: "Отчётный концерт. Подготовка к проведению мероприятия" Концертные выступления – важная...