Здраствуйте, дорогие восьмиклассники!
Тема нашего урока: "Романтизм".
Тема нашего урока: "Романтизм".
Эпиграф
«Шопен
в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…» (Л.Толстой)
Воистину
в Шуберте живет божественная искра.(Л. ван Бетховен)
Вы видите высказывания великих людей о великих людях. Думаю вы уже поняли, что урок наш посвящен
этим композиторам. А т.к. мы с вами изучаем направления и стили в искусстве,
значит сегодня мы будем изучать новый стиль - романтизм.Какие направления в искусстве вам знакомы? Охарактеризуйте их( ответы запишите в рабочую тетрадь!!!).
-Известный советский педагог
В.А.Сухомлинский писал:
«В мире есть не только нужное и полезное,
но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал
шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы
серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и
стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и,
затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Послушайте стихотворение
английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится
И
облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас
На
миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В
заглохшей чаще, радующей глаз.
Джон Китс – поэт–романтик, яркий
представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и
американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.
Новый стиль в искусстве, который
сменил барокко – это романтизм.
«Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского
«романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский
роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное»,
«живописное», «фантастическое».
Новый стиль в искусстве пришел на смену
старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.
Это направление имело свои, совершенно
новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже
и в их образе жизни.
Поэты, художники, композиторы собираются
вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости
искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое
общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных
средств музыкального искусства.
Большой интерес у композиторов того времени
вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада,
романс. В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом,
романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека. Романтизм явился своеобразной реакцией
на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было
обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции,
не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между
реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она
пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это
нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм
противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то,
что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам
Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к
разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства –
никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена
музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души.
Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место
в системе искусств.
Если в литературе и
живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к
середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо
продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX
века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи
и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта,
Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини;
последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди.
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной
проблемы романтической музыки выдвигается проблема
личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с
окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем
романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о
творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной,
одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях
романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни
артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Присущий романтической
музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в
ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко
приобретало у романтиков оттенок
автобиографичности, который вносил в музыку особую
искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик.
Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
Внимание к чувствам
приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика,
в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической
исповеди» очень часто переплетается тема природы.
Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством
дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и
лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония
C-dur Шуберта).
Настоящим открытием
композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка
впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными
средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например,
Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом»
музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики
научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при
помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в
волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.
В высшей степени
характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам,
которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты
широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу
(Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и
др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они
опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные
диатонические лады. Под влиянием фольклора
содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы
потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального
языка и принципов формообразования, индивидуализации
мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической
палитры музыки (натуральные лады, красочные
сопоставления мажора и минора и т. д.).
Поскольку в центре
внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его
неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения
общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается
доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых
последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства
индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место
солированию почти всех оркестровых голосов.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое
выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.
Предлагаю вам прослушать
Выписать в рабочую тетрадь:1.Понятие "романтизм". 2.Жанры преобладающие при эпохе романтизма. 3.Представители эпохи романтизма.
Домашнее задание: Написать сообщение на тему: "Импрессионизм в музыке".
До скорых встреч!)
Комментариев нет:
Отправить комментарий