Здравствуйте, ребята!
Тема нашего занятия: "Хоровая культура России после 1917 года"
Oктябрьская революция 1917 внесла глубокие изменения в хоровую культуру. Советская хоровая музыка развивается как искусство демократическое, многонациональное, существующее в самых разнообразных формах фольклорного и композиторского творчества. Демократизм присущ и советскому исполнительству; наряду с профессиональными хоровыми коллективами широчайшее распространение получили самодеятельные хоры, которые стали одним из главных средств культурного воспитания трудящихся. Основные жанры современной хоровой музыки - хоровая народная и массовая песня, отдельные хоровые сочинения и циклы, оперные хоры, а также кантаты и оратории - представлены в творчестве многих выдающихся советских композиторов. В 1920 начал формироваться жанр советской массовой песни (А. А. Давиденко, Д. С. Васильев-Буглай, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер, В. А. Белый), достигший расцвета к середине 30-х гг. "Песня о встречном" Д. Д. Шостаковича и "Марш весёлых ребят" И. О. Дунаевского явились вехой в истории не только этого жанра, но и всей советской музыки. Массовые песни Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов, В. Г. Захарова, М. И. Блантера, Л. К. Книппера, К. Я. Листова, В. П. Соловьёва-Седого и других прочно вошли в быт советских людей. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 военная и патриотическая хоровая песня была на фронте и в тылу могучим духовным оружием. Особое значение приобрела песня "Священная война" А. В. Александрова. В 50-60-е гг. большой вклад в развитие жанра внесли В. С. Левашов, В. И. Мурадели, А. Г. Новиков, А. И. Островский, А. Н. Пахмутова, С. С. Туликов, А. Н. Холминов, А. Я. Эшпай. Начиная с 30-х гг. советские композиторы широко обращаются к жанрам кантаты и оратории (первые советские произведения этого жанра относятся к 1920-м гг.). Наиболее выдающиеся кантаты и оратории принадлежат С. С. Прокофьеву ("К 20-летию Октября", "Александр Невский", "На страже мира"), Д. Д. Шостаковичу, Н. Я. Мясковскому, Ю. А. Шапорину, В. Я. Шебалину, а также М. В. Ковалю, С. Н. Василенко. Г. В. Свиридов обогатил хоровую музыку яркими произведениями в хоровых и смешанных жанрах ("Патетическая оратория", кантаты на сл. Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, Р. И. Рождественского, фольклорная кантата "Курские песни", концерт памяти А. А. Юрлова, хоровая музыка для спектаклей драматического театра и др.). Новую функцию обретает в советской хоровой музыке жанр реквиема, становясь выразителем патриотических антивоенных гражданских идей. К числу известных произведений этого жанра относится реквием Д. Б. Кабалевского. Хоры играли значительную роль уже в современных операх 20-х и 30-х гг. Вместе с тем самостоятельное значение оперных хоров как отдельных концертных номеров несколько падает, поскольку система оперной драматургии усложнилась, и в ней стал преобладать принцип сквозного действия. Грандиозные, эпического размаха хоровой сцены во многом определяют драматургию оперы "Война и мир" Прокофьева. Среди шедевров оперной хоровая музыка - хор каторжан из оперы "Катерина Измайлова" Шостаковича. Значительными достижениями являются хоры в операх Р. М. Глиэра, И. И. Дзержинского, Кабалевского, А. П. Петрова, С. М. Слонимского, А. Н. Холминова, Т. Н. Хренникова, Шапорина, Р. К. Щедрина и др.
Завоевал популярность в советской хоровой литературе жанр хорового цикла, среди лучших произведений - циклы Шостаковича, Свиридова, В. Н. Салманова, Коваля, А. Ф. Пащенко, H. H. Сидельникова. Отдельно хоровые пьесы и хоровые миниатюры составляют значительную область композиторского творчества. Существенна роль хора в симфониях Шостаковича, С. А. Баласаняна, М. С. Вайнберга, балете (Б. В. Асафьев, А. П. Петров, Н. Н. Синельников, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко), оперетте (А. П. Долуханян, И. О. Дунаевский, Кабалевский, Петров, Хренников, Шостакович), мьюзикле.
Развитие хоровой музыки народов союзных республик СССР определялось особенностями национальной хоровой культуры и её состоянием до Oктябрьской революции 1917. На Украине, в Белоруссии хоровая музыка получила значительное развитие. Выдающиеся хоровые произведения создали Л. Н. Ревуцкий, Г. И. Майборода, Б. Н. Лятошинский, Б. Т. Козак, А. Я. Штогаренко, Г. Г. Верёвка, Л. А. Грабовский (УССР), А. В. Богатырёв, Н. И. Аладов, Е. А. Глебов, Ю. В. Семянко, В. В. Оловников, Э. М. Тырманд (БССР). На высоком уровне находится хоровая культура республик Прибалтики. Крупнейшим явлением советской музыки стало хоровое творчество эстонского композитора В. Тормиса, значительные произведения создали М. Саар, К. Креэк, Г. Эрнесакс, Р. Пяте, Т. Веттик, Я. Ряэтс (Эст. ССР), Б. Дварионас, С. Вайнюнас, А. Рачюнас, А. Будрюнас, А. Бражинскас (Литов. ССР), Алдонис Калнинь, Алфред Калнинь, М. Заринь, А. Скулте, Я. Озолинь (Латв. ССР). Большого размаха достигли праздники песен в Прибалтике.Хоровое искусство Молдавии, в котором на протяжении многих веков господствовало одноголосие, ныне развивается как многоголосное (В. Г. Загорский, В. Л. Поляков, Э. Л. Лазарев, Е. Д. Дога, З. М. Ткач). Богатейшие традиции хорового пения в Грузии нашли продолжение в творчестве З. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, О. Тактакишвили, Р. К. Габичевадзе, А. Д. Мачавариани. Дореволюц. Xоровое пение в Армении и Азербайджана была преимущественно одноголосной, важнейшим условием её развития стало овладение хоровым многоголосием (огромная роль в этом принадлежит Комитасу и У. Гаджибекову). Ныне созданы хоровые произведения различных жанров (Л. А. Ходжа-Эйнатов, А. К. Кочарян, А. Р. Арутюнян, Э. М. Мирзоян, А. Л. Степанян, К. О. Закарян, Р. С. Арменян, Э. С. Оганесян - Арм. ССР; К. А. Караев, У. Гаджибеков, Р. Гаджиев, Дж. Джангиров, Р. Мустафаев - Азерб. ССР). Дореволюционная вокальная музыка Средней Азии развивалась почти исключительно как иск-во одноголосное, поэтому становление хоровой культуры здесь происходило медленнее. Значительную помощь оказали композиторы братских республик (А. Ф. Козловский, С. Н. Василенко, В. Г. Фере, В. А. Власов, Ю. С. Мейтус, Е. Г. Брусиловский, М. Р. Раухвергер и др.). Созданы национальные хоровые произведения (С. А. Юдаков, М. М. Бурханов, Ш. С. Сайфиддинов). Профессиональное хоровое исполнительство в СССР существует в 3 основных организационных формах: хоровые капеллы, народные хоры, ансамбли песни и пляски. Лучшие коллективы - Республиканская русская хоровая капелла, Государственный академический русский хор Союза ССР, Рус. нар. хор им. M. E. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Советской Армии, Воронежский, Уральский, Сибирский, Омский и другие народные хоры, Московский камерный хор, камерный хор Московской консерватории. Подготовка дирижёров-хоровиков ведётся на кафедрах хорового дирижирования в консерваториях, институтах культуры, педагогических институтах, в Московских и Ленинградских хоровых училищах. Среди советских хормейстеров - А. В. Свешников, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Г. Р. Ширма, А. В. Рыбнов, Б. И. Куликов, В. Н. Минин, Б. Г. Тевлин, А. Б. Хазайов, В. И. Краснощёкое, Г. Г. Эрнесакс, Р. Ванаг, И. Швядас, Г. И. Цитович, А. Т. Авдиевский, А. Г. Шароев, О. А. Чекиджан, Р. Бакрадзе, В. А. Чернушенко, В. И. Нестеров.
Все свои вопросы вы можете задавать в поле Комментарии после текста сообщения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий