Здравствуйте, ребята!
Сегодня тема нашего занятия: "Двухголосное изложение народных песен без сопровождения".
Хоровое занятие в хоровой студии - это не урок, не репетиция, это часть жизни хориста, естественная его потребность и необходимость. Это своеобразное действо, где всё перемешано, переплетено, взаимосвязано. Мы все: и хормейстер, и дети – единое целое. Стремимся познать, проникнуть, открыть что-то новое, найти красоту, создать образ. Поэтому мы не учим «голые» ноты, а потом подставляем слова, не работаем абстрактно над многоголосием, строем, ансамблем и т.д. Это всё единое целое самой жизни хора, а хоровой коллектив - это единый живой организм. И чем больше это единство, чем лучше понимает, знает и чувствует детей дирижёр, чем отзывчивей и восприимчивей хористы, тем , легче и быстрее решаются многочисленные профессиональные задачи, тем сложнее и прекраснее исполняемый репертуар.
Само хоровое занятие – необыкновенно увлекательный процесс. И как бы заранее не продумывалось его содержание, задачи, репертуар – всё равно каждый раз это в значительной степени импровизация, это живое действие со своими радостями, достижениями и неудачами и неожиданностями.
Хорошей школой для развития умения пения без сопровождения становятся небольшие упражнения-распевания, которыми следует регулярно заниматься с начинающим хором. Вот некоторые из них:
-поём песни-попевки, такие как: « Василёк», «Как под горкой» и др. Сначала с простой гармонизацией, а затем acappella. Следим за точным интонированием первого и особенно последнего звука. Особое внимание обращаем на нисходящие мелодические обороты, так как именно такое движение к тонике ведёт к ослаблению интонационного контроля, мелодия как бы «скатывается», теряется ощущение опоры;
-поём эти мелодии без сопровождения «цепочкой», т.е. по фразам рядами, группами, по одному, задача не прервать мелодию, не испортить её, т.к. поют одни, другие поют «про себя»;
-поём небольшие вокальные упражнения в разных тональностях, с простой гармонизацией. Чуть позже настраиваем хор только на тоническим трезвучием и исполняем упражнения без аккомпанемента. Через некоторое время играем вначале только тонику. Дети должны научиться самостоятельно, по тонике, перестраиваться на новую тональность, и сохранять её;
-поём выдержанные звуки разной высоты, следя за точностью интонации на всём протяжении звука. С начало учимся исполнять один звук разной высоты, следя за точность интонации на всём протяжении звука. Сначала учимся исполнять один звук в унисон всем хором, затем двухголосно широкие интервалы (квинта, секста, октава), потом более узкие.
Одно из первых условий качественного пения a, cappella является наличие в хоре хорошего унисона. Если хор с сопровождением фортепиано поёт нестройно, фальшиво, то ещё сложнее ему будет сохранять чистоту интонации без поддержки инструмента. При разучивании мелодии нужно играть гармонию, а не мелодию (чтобы слух поющих не был пассивным а развивался).
Одним из эффективных приёмов в работе над формированием навыка двухголосного пения, является исполнение хором, как упражнений, так и музыкальных произведений дуэтом с преподавателем. Дети должны прислушиваться к одновременному звучанию мелодии в условиях двухголосия. Дети должны одновременно прислушиваться к звучанию другого голоса и, не сбиваясь, петь свою партию. Начинать разбор нового произведения лучше всего с унисонного исполнения всем хором каждой партии отдельно. Так дети уже на первом знакомстве с музыкой представлять общее мелодическое движение двух голосов.
Для начального обучения мы будем с вами использовать следующие двухголосные произведения народной музыки: «Я пойду ли,молоденька», «Здравствуй гостья Зима!», «Ой по над волгой», «Как в лесу лесочке».
Грамотная и тщательная работа над навыками двухголосного пения настолько развивает слух детей, их умение самостоятельно интонировать свою партию, слышать и контролировать музыкальное окружение, что переход к более сложным видам многоголосия не вызывает особой проблемы у поющих.
Освоение двухголосия должно идти в тесном содружестве с созданием соответствующего репертуара.
Всегда следует помнить, что главной особенностью с работой с детских хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательного отношения к искусству, любовь к музыке, пению, расширения кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться хору и максимально раскрываться способностям каждого ребёнка.
На этом наше занятие окончено. До скорых встреч!
Все свои вопросы вы можете задавать в поле Комментарии после текста сообщения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий