воскресенье, 17 октября 2021 г.

Творческое объединение "Народный вокал" 19.10.2021

  Здравствуйте, ребята!

Сегодня тема нашего занятия: "Двухголосное изложение народных песен без сопровождения".


  Хоровое занятие в хоровой студии - это не урок, не репетиция, это часть жизни хориста, естественная его потребность и необходимость. Это своеобразное действо, где всё перемешано, переплетено, взаимосвязано. Мы все: и хормейстер, и дети – единое целое. Стремимся познать, проникнуть, открыть что-то новое, найти красоту, создать образ. Поэтому мы не учим  «голые» ноты, а потом подставляем слова, не работаем абстрактно над многоголосием, строем, ансамблем и т.д. Это всё единое целое самой жизни хора, а хоровой коллектив - это единый живой организм. И чем больше это единство, чем лучше понимает, знает и чувствует детей дирижёр, чем  отзывчивей  и восприимчивей хористы, тем , легче и быстрее решаются многочисленные профессиональные задачи, тем сложнее и прекраснее исполняемый репертуар.

 Само хоровое занятие – необыкновенно увлекательный процесс. И как бы заранее не продумывалось его содержание, задачи, репертуар – всё равно каждый раз это в значительной степени импровизация, это живое действие со своими радостями, достижениями и неудачами и неожиданностями.

Хорошей школой  для развития умения пения без сопровождения становятся небольшие упражнения-распевания, которыми следует регулярно заниматься с начинающим хором. Вот некоторые из них:

-поём песни-попевки, такие как: « Василёк», «Как под горкой» и др. Сначала с простой гармонизацией, а затем acappella. Следим за точным интонированием первого и особенно последнего звука. Особое внимание  обращаем на нисходящие мелодические обороты, так как именно такое движение к тонике ведёт к ослаблению интонационного контроля, мелодия как бы «скатывается», теряется ощущение опоры;

-поём эти мелодии без сопровождения «цепочкой», т.е. по фразам  рядами, группами, по одному, задача не прервать  мелодию, не испортить её, т.к. поют одни, другие поют «про себя»;

-поём небольшие вокальные упражнения в разных тональностях, с простой гармонизацией. Чуть позже настраиваем хор только на тоническим  трезвучием и исполняем упражнения без аккомпанемента. Через   некоторое время играем вначале  только    тонику. Дети  должны научиться самостоятельно, по тонике, перестраиваться на новую тональность, и сохранять её;

-поём выдержанные звуки разной высоты, следя за точностью интонации на всём протяжении звука. С начало учимся исполнять один звук разной высоты, следя за точность интонации на всём протяжении звука. Сначала учимся исполнять один звук в унисон всем хором, затем  двухголосно широкие интервалы (квинта, секста, октава), потом более узкие.

Одно из первых условий качественного пения a, cappella является наличие в хоре хорошего унисона. Если хор с сопровождением фортепиано поёт нестройно, фальшиво, то ещё сложнее ему будет сохранять чистоту интонации без поддержки инструмента. При разучивании мелодии нужно играть гармонию, а не мелодию (чтобы слух поющих не был пассивным а развивался).

Одним из эффективных приёмов в работе над формированием навыка двухголосного пения, является исполнение хором, как упражнений, так и музыкальных произведений  дуэтом с преподавателем. Дети должны прислушиваться к одновременному звучанию мелодии в условиях  двухголосия. Дети должны одновременно прислушиваться к звучанию другого голоса  и, не сбиваясь, петь свою партию. Начинать разбор нового произведения лучше всего с унисонного исполнения всем хором каждой партии отдельно. Так дети уже на первом знакомстве  с музыкой представлять общее мелодическое движение двух голосов.

Для начального обучения мы будем с вами использовать следующие двухголосные произведения народной музыки: «Я пойду ли,молоденька»«Здравствуй гостья Зима!», «Ой по над волгой», «Как в лесу лесочке».

Грамотная и тщательная работа над навыками двухголосного пения настолько развивает Ваш слух, умение самостоятельно интонировать свою партию, слышать и контролировать музыкальное окружение, что переход к более сложным видам многоголосия не будет вызывать особой проблемы.

Освоение двухголосия должно идти в тесном содружестве с созданием  соответствующего репертуара.

На этом наше занятие окончено. До скорых встреч!

Все свои вопросы вы можете задавать в поле Комментарии после текста сообщения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Творческое объединение "Народный вокал" 22.05.2023

 Здраствуйте, ребята! Тема нашего занятия: "Отчётный концерт. Подготовка к проведению мероприятия" Концертные выступления – важная...