Тема: "Знакомство с различной манерой пения"
На занятии вы узнаете, о различных манерах пения, чем они отличаются друг от друга, а так же узнаете о гигиеническом массаже, необходимого для вокалиста.
Итак, манеры пения бывают разными. Самыми важными, от которых произошли другие манера, являются, Академическая манера и народная манера. Рассмотрим,чем они отличаются:
Академическая манера или можно назвать Академический вокал, характеризуется преимущественным использованием тех тембров пения, которые у вокалистов принято называть темными, прикрытыми, округленными, объемными, глубокими и т. п.
Поговорим об академической манере пения. Иногда человек от природы наделён своей манерой пения.
Вот о каком интересном событии из жизни будущего великого певца Италии читаем мы в книге А. Лесса "Титта Руффо".
"И вот однажды, раздувая кузнечные меха (он работал кузнецом, Руффо начал рассказывать своему приятелю Пьетро о голосе Бенедетти (некоторое время жившем в их доме, баритона) стараясь показать, как он поет. И вдруг Руффо в самом деле запел. Запел огромным, вулканическим голосом. Вначале он даже испугался этой звуковой волны, разлившейся подобно наводнению. Затем, увлекшись, стал подражать Бенедетти, то сгущая звук, то расширяя его, то давая крайние в регистре баритона верхние ноты. Пьетро замер в изумлении, а Руффо, не помня себя от радости, побежал домой, бросился к матери, и задыхаясь от волнения,проговорил: "Мама. у меня голос. баритон!"
Рождение голоса (даже классического) для одних неожиданность, хотя это вполне можно объяснить, а для других долгий кропотливый труд.
История вокального искусства знает много имен прекрасных певцов: Титта Руффо, Энрико Карузо, Галли Курчи, Рената Тебальди, Джульетта Симионанато.и русских певцов: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова.
Их голоса являются эталоном звучания в академической манере (прикрытого звучания голоса)
Интересно, что можно иногда наблюдать ловкие подражания академических певцов "открытому" пению. Шаляпин, исполняя народные песни или создавая народные образы, применял более "открытый" звук. Это была сознательная стилизация народного пения.
Итак, поговорим о народной манере пения или народном вокале
Народный (фольклорный) вокал характеризуется преимущественным использованием тех тембров пения, которые у вокалистов принято называть светлыми, белыми, открытыми, плоскими, близкими и т. п.
И народный и академический вокал может быть на сильной, на средней и на слабой опоре дыхания и это тоже оказывает существенное влияние на тембральные характеристики голоса.
Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Красивые народные голоса встречаются не часто и требуют к себе бережного отношения. Характерной представительницей певиц с народной манерой является Александра Стрельченко.
Итак, мы разобрали две манеры пения: открытую и прикрытую, народную и классическую (академическую).
Певцами классической эстрады становятся певцы с академической манерой пения: И. Кобзон, Л. Лещенко, Л. Сенчина. и оперные певцы.
На современную эстраду (легкой и джазовой музыки) приходят певцы и певицы полуприкрытой манеры прямо из самодеятельности. Они становятся исполнителями российской или зарубежной эстрадной песни, солистами вокально-инструментальных ансамблей.
Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Певец должен владеть вокальной техникой, т. е. свободно управлять своим голосом.
Начинающие певцы часто обладают только голосовым материалом, который при работе в обучении может стать красивым, профессионально звучащим. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь.
Ещё можно назвать одну манеру пения – это эстрадный вокал.
Эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были в основном церковное пение, позже – романсы. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день – это простота формы и содержания, доступность понимания массам.
Сегодня на эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, Р’н’Б классический джаз, и много-много их разновидностей и гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и содержание, но одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса.
Итак. Вы познакомились с академической, народной и эстрадной манерой пения.
А в какой мы манере пения с вами поём?
При работе на наших занятиях я вам постоянно напоминаю, обращать внимания на что?
На индивидуальное звучание голоса;
Интонирование;
Фразировка;
Способ звукоизвлечения;
Вокальная импровизация.
Ребята, но чстобы хорошо петь вокалистам обязательно необходимо распеваться.А для чего это надо?
Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, крепнут и растут голосовые связки.
И сейчас мы выполним основные наши упражнения.
Сядьте удобно, закройте глаза . Сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»
- поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти, каждое упражнение повторяем 10 раз
- сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)
- облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)
Ребята, продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? Совершенно верно вы ответили на мой вопрос.Мы переходим к следующему ряду упражнений:
- вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево
- вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны
- упражнение «Поцелуй, улыбка»
Мы с вами завершили первый блок упражнений.
Приготовились к распевкам.
Упражнение № 1
Пропоём ноты вверх, вниз.
Упражнение № 2
Поём по полутонам МИ МЭ МА МЭ МУ
Упражнение № 3
Каждый своё имя поёт от ДО до СОЛЬ
Завершим блок распевок скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки?Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.
Упражнение № 9
Проговариваем скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
А теперь познакомимся ещё с одним новым блоком упражнений, «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж?Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом.
Упражнения гигиенического массажа:
1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.
2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.
3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.
4. Подбородок – выполняем активные касательные движения вправо-влево.
Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.
Вибрационный массаж
1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».
2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».
3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».
4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».
5. Верхняя часть спины и груди – выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».
Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались
1. Упражнение «Шарик»
2. Упражнение «Насос».
Сделайте 8 серий по 8 раз.
3. Упражнение «Обними плечи».
Исходное положение – стоя или сидя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Резко вдохните и одновременно двигайте руки навстречу друг другу, словно стремитесь обхватить себя за плечи. На выдохе руки слегка разведите. Для большего эффекта рекомендуется чередовать вдохи через нос и вдохи через рот – и тех, и других должно быть выполнено по 16 раз.
А в завершении нашего занятия я хочу вам раздать памятки, которая помогут вам найти свою манеру пения.
Спасибо ребята. До следующего занятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий