Тема: "Работа над развитием диапазона"
Развитию диапазона голоса, интонации помогает упражнение "Стон", в котором изменяется высота тона, произношение сочетаний гласных с сонорными согласными с изменением высоты тона, чтение стихов с повышением и понижением звучания строк.
УПРАЖНЕНИЕ "ПОХОД"
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идём в поход,
За горой нас солнце ждёт.
Наш подъём всё выше, круче.
Вот шагаем мы по тучам.
За последним перевалом
Нам на встречу солнце встало.
Не забывайте об опоре. Повышайте тон на каждой строке, говорите текст отрывисто, подбрасывая слоги, но не искажая тембра:
Центр голоса: По-тро-пин-ке-уз-кой-гор-ной
Выше: вме-сте-спе-сен-кой-за-дор-ной
Выше: мы-сто-бой-и-дём-впо-ход… и т.д.
Пользуйтесь расчётливым повышением, чтоб хватило на все строки. Для этого можно использовать музыкальный инструмент. Определив центр голоса, начинайте говорить на два-три тона ниже, а потом поднимайтесь по полутонам.
УПРАЖНЕНИЕ "МАЛЯР"
Представьте, что вы красите рамы окон. Сопровождайте движение руки по вертикали такими словами: "и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…". Не закрепощайте кисть руки, она свободна, движения лёгкие, мягкие. Вначале мазки маленькие, только кистью руки. Далее идут такие же короткие слова:
и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…
Потом движения становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, голос поднимается выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх и вниз. Гласная шире, голос поднимается выше и опускается ниже. Постепенное повышение и понижение голоса - важное достоинство речи. Это свидетельствует о выдержке оратора, владении собой и достигается большим трудом. Поэтому обращайте максимум внимания на упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ "ЭТАЖИ"
Представьте, что вы шагаете по этажам:
и первый этаж... и второй этаж... и третий этаж... и т.д.
Звук при этом направляется не вперёд, а вверх - в голову. Слова "кладутся" выше и выше. Фиксируйте это рукой. От грудного регистра в средний, затем в головной. Когда выдержка и постепенность повышения голоса станут доступны, упражняйтесь в понижении и повышении большими интервалами:
и первый этаж... и пятый этаж... и десятый этаж... (вниз) и подвал
Помогайте выполнять это упражнение рукой. Если сразу трудно "опуститься в подвал", помогите рукой. Опуская руку, расслабьте глотку. Ничего не меняйте в речевом аппарате.
УПРАЖНЕНИЕ "АКВАЛАНГИСТ"
Центр голоса:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном
И непременно в головном.
Постепенное, расчётливое понижение:
Всё ниже опускаюсь!
Ниже!
А дно морское ближе…
Ближе…
Грудной регистр:
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Диапазоном пользуйтесь экономно. Погружайтесь по небольшим интервалам. Не снимайте голос с опоры на низких тонах, не сажайте его на горло. Опять на помощь приходят руки. Они медленно, свободно, легко плавают. Так же звучит голос, не застревая в напряжённых мышцах глотки, не задевая за связки.
УПРАЖНЕНИЕ "ПАРАШЮТИСТ"
Представьте, что совершаете парашютный прыжок. Сопровождайте плавный спуск словами:
Опускаюсь я медленно ниже и ниже,
А земля подо мною всё ближе и ближе…
Продолжаю снижаться, совсем уже низко…
Опустился ещё, как земля моя близко!
С голубыми озёрами, с ширью полей…
Рядом. Вот она! Крепко стою я на ней.
Последние строчки произносите в грудном регистре. При этом проверяйте свободу звучания голоса на низких тонах. Не сходите с опоры, не садитесь на связки. Не взбирайтесь сразу на самые высокие тона. В постепенности спуска и подъёма голоса заключена уверенность оратора.
Слушатель не должен замечать вашего предела голосового диапазона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых оттяжек. Т.е. повышая слово или строку, делать понижение в начале следующей строки, с тем чтобы повысить ударное слово в последующей мысли. Потом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его повысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз…
Подкрепляйте приобретаемый навык пользования диапазоном - тренировкой голосовой силы.
УПРАЖНЕНИЕ "НАРОДНЫЙ ШКВАЛ"
Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:
Всё ближе, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.
При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.
Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания. Когда от оратора требуется "громче" - не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий