Здраствуйте, ребята!
Тема нашего занятия: "Освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни".
Вопросы фольклора, традиции, импровизации всегда были в центре внимания известных ученых: музыковедов, филологов, исследователей-фольклористов, музыкантов-практиков. В результате изучения русского народного песнопения накоплено немало наблюдений и сделано достаточно много выводов в частности по вопросам импровизации.
Еще Ю. М. Мельгунов обратил внимание на то, что в русском народном пении «все голоса самостоятельны, все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красивая сама по себе».
Импровизация, как и традиция, была и остается важнейшим художественным принципом в работе над песенным первоисточником. Как форма коллективного творчества, импровизация порождена самим образом музыкального мышления русского народа, многовековой практикой ансамблевого пения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что некоторые песенные жанры допускают лишь незначительную импровизацию (обрядовые, трудовые, и др.), в тоже время песни протяжно-лирического характера, просто требуют от исполнителя более широкого развитого многоголосия и украшения.
В своей работе «Вопросы теории искусства П. Г. Богатырев выделяет следующие виды импровизации:
- Принудительная импровизация возникает, когда песенник забывает мелодию, должен вместо забытой создать свою; когда исполнителю приходится изменять мелодию в зависимости от диапазона своего голоса; когда певец вынужден вводить в песню новые слова, фразы или даже создавать новые тексты (например, в величальные песни вставляются различные имена, в похоронные причитания вносятся воспоминания о покойнике).
- Преднамеренная импровизация зависит всецело или главным образом от намерения исполнителя, когда исполнители осознают необходимость, обязательность импровизации, когда исполнитель в процессе творчества сознательно хочет украсить произведение, не только на основе заданных им вариаций, но и от большого запаса традиционных вокальных музыкальных вариаций, которые, он каждый раз выбирает по своему вкусу. Часто в таких случаях большую роль играют и природно-наследственные задатки исполнителя.
- Подготовленная импровизация - когда исполнитель использует при исполнении уже заученный или заранее подготовленный им поэтический или мелодический варианты.
- Неподготовленная импровизация - когда внутреннее состояние исполнителя толкает его на что-то новое, никогда до этого не применяемое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий