вторник, 14 февраля 2023 г.

Творческое объединение "Народный вокал" 09.02.2023

 Здраствуйте, ребята!

Тема нашего занятия: "Освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни".

Вопросы фольклора, традиции, импровизации всегда были в центре внимания известных ученых: музыковедов, филологов, исследователей-фольклористов, музыкантов-практиков. В результате изучения русского народного песнопения накоплено немало наблюдений и сделано достаточ­но много выводов в частности по вопросам импровизации.

Еще Ю. М. Мельгунов обратил внимание на то, что в русском на­родном пении «все голоса самостоятельны, все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красивая сама по се­бе».

Импровизация, как и традиция, была и остается важнейшим художе­ственным принципом в работе над песенным первоисточником. Как форма коллективного творчества, импровизация порождена самим образом музы­кального мышления русского народа, многовековой практикой ансамблевого пения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что некоторые песенные жанры допускают лишь незначительную импровизацию (обрядовые, трудовые, и др.), в тоже время песни протяжно-лирического характера, просто требуют от исполнителя более широкого развитого многоголосия и украшения.

В своей работе «Вопросы теории искусства П. Г. Богатырев выделяет следующие виды импровизации:

  • Принудительная импровизация возникает, когда песенник забывает мелодию, должен вместо забытой создать свою; когда исполнителю при­ходится изменять мелодию в зависимости от диапазона своего голоса; ко­гда певец вынужден вводить в песню новые слова, фразы или даже созда­вать новые тексты (например, в величальные песни вставляются различные имена, в похоронные причитания вносятся воспоминания о покойнике).
  • Преднамеренная импровизация зависит всецело или главным обра­зом от намерения исполнителя, когда исполнители осознают необходи­мость, обязательность импровизации, когда исполнитель в процессе твор­чества сознательно хочет украсить произведение, не только на основе за­данных им вариаций, но и от большого запаса традиционных вокальных музыкальных вариаций, которые, он каждый раз выбирает по своему вку­су. Часто в таких случаях большую роль играют и природно-наследственные задатки исполнителя.
  • Подготовленная импровизация - когда исполнитель использует при исполнении уже заученный или заранее подготовленный им поэтический или мелодический варианты.
  • Неподготовленная импровизация - когда внутреннее состояние ис­полнителя толкает его на что-то новое, никогда до этого не применяемое.
Импровизация как творческий метод порождена и самим образом музыкального мышления русского народа, многовековой практикой на­родного хорового пения без сопровождения. Она отвечает его сознанию, стремлению к богатству содержания и формы и песенному творчеству. Из­вестно, какие изумительные народно-песенные образцы создало мастерст­во лучших народных импровизаторов, какие глубокие традиции оно оста­вило в народно-песенном исполнительстве. Нам, современникам, пред­ставляется, что не только можно, но и должно сохранять импровизационность при исполнении народных песен, избегая при этом случайностей, которые могли бы привести к нежелательным результатам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Творческое объединение "Народный вокал" 22.05.2023

 Здраствуйте, ребята! Тема нашего занятия: "Отчётный концерт. Подготовка к проведению мероприятия" Концертные выступления – важная...