Тема нашего
занятия: «Работа над развитием диапазона»
Широкая
голосовая гамма. Если б только вы
знали, до
какой степени она важна в
сценической
речи! Чем шире диапазон, тем
больше им
можно выразить.
К. С. Станиславский
Известно, что понятие
«диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной
высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы
диапазон расширился. Но при этом необходимо сохранять качество голоса в каждом
из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, грудном,
головном. Регистр — это часть звукоряда, ряд соседних звуков, объединенных
прежде всего тембровым единством.
Чтобы сохранить устойчивость, качество
голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем
диапазоне, доступном данному человеку), надо «сравнять» регистры, заставить их
работать совокупно. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре
работает верхний резонатор, а при звучании в головном — нижний.
Высокие и низкие
тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания,
которые помогают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое
интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос,
восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль,
заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.
Только при этом условии речь
становится понятной и воздействует на зрителя. Вот почему с первых же дней
занятий над голосом надо развивать его диапазон.
Упражнение 1
«Сплетник»
Используйте междометия: «но, ну,
ни».
Товарищ хочет открыть ваш секрет
другому.
«Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не
смей этого делать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.
Товарищ, однако, уже нагибается к
уху соседа...
«Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы
его («приказываю — прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бойтесь этого
естественного повышения. Только сохраняйте свободу фонационных путей. Проверьте
свободу звучания голоса в головном регистре.
Товарищ послушался — остановился.
«Ни-ни-ни-ни-ни! — сказали вы ему
(строгое предупреждение — «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса понизился.
Голос звучит в грудном регистре.
Интервалы повышения и понижения
голоса увеличивайте постепенно. Не торопитесь!
Упражнение 2
«Чудо-лесенка»
Чтобы не забыть об «опоре» при
работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить
текст четко по слогам, подбрасывая их вверх — в головной резонатор, как бы
слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:
(низкий тон) —
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
(выше) — вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:
(выше) — шаг-на-го-ры,
(еще выше) — шаг-на-ту-чи...
(еще) —
А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) — Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
(самый высокий тон голоса) —
пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы
очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще
раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!
Постепенность повышения, понижения
голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о
выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим
трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.
Упражнение 3
«М а л я р»
«Красьте» забор. Движения руки
сопровождайте словами:
— И вверх, и вниз, и вверх, и
вниз...
Сначала маленькие мазки .(надо
приноровиться) только кистью руки. За кистью руки — так же коротко звучат
слова:
Движения становятся увереннее, шире
(от локтя), и слова крупнее, а голос поднимается все выше вместе с движением
руки (уже от плеча) и опускается ниже.
Упражнение
4
«Авиамодель»
Кисть руки — это сконструированная
вами «авиамодель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высоту,
опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мертвую петлю», мягко
опускается на землю...,
Сопровождайте движение руки
(«модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования
«модели», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, направляя все
внимание на движение руки.
«Модель» вырисовывает в воздухе
всевозможные фигуры, а голос ваш повторяет их рисунок.
Упражнение 5
«Этажи»
Шагайте (мысленно) по этажам,
отсчитывая пройденные:
Звук при этом направляйте не вперед,
а вверх — в голову. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос
повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.
Затем спускайтесь вниз:
Дойдя до «первого этажа», не
«сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на
«опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).
Тем, кто излишне завышает голос, не
умея снизить его, полезны упражнения на постепенное, расчетливое понижение
голоса.
Еще органичнее повышается голос,
если в работу включается все тело, когда начинается физическое действие. Каким
образом?
Стройте «из кубиков» дом. Присядьте
вдвоем на корточки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит — подвал; второй
кладет свой «кубик» и говорит — первый этаж; первый поднимает
и укладывает еще «кубик», произнося — и второй этаж; второй,
поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит — и третий
этаж... И т. д.
Хорошо слушайте друг друга и
непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела,
которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каждым словом все выше и
выше, естественно вызывают и постепенное повышение голоса. Построив «дом»,
разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за
движением рук, которые идут вниз с каждым сброшенным «кубиком». Счет идет
теперь в обратном порядке:
После того как выдержка и
постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении,
и понижении голоса большими интервалами.
«Чтоб увеличить интервал, смелее —
вверх и вниз — в подвал», — приказывайте себе и действуйте.
Помогайте рукой. Смелее подъем —
шире движение руки, трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помогите
рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повышая голос, ничего не
меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос
поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» — воздушный столб.
Сегодня мы рассмотрели с вами
несколько упражнений для развития диапазона. На следующем уроке мы продолжим и
разберём ещё несколько интересных упражнений. До скорых встреч!
Все свои вопросы вы можете задавать в поле Комментарии после текста сообщения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий