Здравствуйте, ребята!
Тема нашего занятия: "Развитие певческой интонации"
Интонация ( от лат. «intono» - запеваю ) - звуковое воплощение музыкальной мысли. Употребляется для обозначения интервала в мелодии, соотношения её тонов и как степень чистоты звучания конкретной ноты. Интонация в музыке имеет очень большое значение. Под интонацией понимают музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.
Способность воспринимать, узнавать и воспроизводить звуки разной высоты, то есть чувствовать чистоту интонации, строя называется интонационным слухом. Так как в основе интонирования лежит способность выделения основной высоты звука, следовательно интонационный слух можно называть звуковысотным.
В практической работе с классом процесс выстраивания точной интонации является для учащихся слуховой работой, требующей большого внимания к воспроизведению каждой звука. Чистота интонирования - это умение слышать и оценивать собственное пение и пение окружающих.
Говоря о развитии слуха , следует обратить внимание на наличие вокального слуха. По определению В. Морозова « Вокальный слух - это прежде всего не только слух, а сложное музыкально - вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, а может быть, и ещё некоторых других видов чувствительности». Следовательно, слух и звукоизвлечение неразрывно связаны между собой. Для интонации координация слуха и голоса имеет решающее значение.
Исходя из этого,в процессе интонирования можно выделить несколько этапов:
- предварительное слуховое представление заданного внешнего звука,
- поступление сигнала к воспроизведению звука,
- контроль реального звучания,
- при необходимости, исправление высоты взятого звука.
Это значит, что перед началом пения исполнитель должен услышать некий интонационный эталон, например звук инструмента или голос педагога, затем нужно сначала перевести во внутренний слух и точно повторить его «про себя». При недостаточно развитом слухе повторяемый в уме звук окажется нечётким. Важную роль в воспроизведении точной высоты заданного звука играет способность к представлению.
Для достижения чистой интонации необходимо взаимодействие трёх элементов: заданного внешнего звука, внутреннего слухового «императива», вызывающего точную соответствующую фонацию и обратная связь, контролирующая соответствие воспринятого слухового результата внутреннему слуховому «императиву». Важно выровнять музыкальное представление высоты данного тона и только потом его воспроизвести.
Интересны советы М.И. Глинки, касающиеся вокальной техники и интонирования:
Попасть прямо в ноту, без «подъезда». Сначала настраиваем ухо (внутренний слух), затем поём.
Обращать внимание на верность, а потом на непринуждённость голоса.
Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).
Взяв ноту, держать её в ровной силе, не делая crescendo, что гораздо труднее и полезнее.
Звукоизвлечение и слух - два взаимосвязанных компонента. Звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже этот контроль, тем безупречнее интонация. Поэтому, приступая к вокально-хоровой работе, мы должны обратить внимание на соподчинённость голоса и слуха, на скоординированность их действий в процессе пения. В дальнейшем методика мы должны работать так, чтобы у вас постоянно вырабатывался и закреплялся навык координации между слуховым восприятием и работой голосового аппарата. «Дирижёр не должен допускать ни малейшей фальши в пении хора. Всякая неточность в строе немедленно должна быть указана, разъяснена и исправлена, так как фальшивая интонация разрушает хоровую звучность» (Чесноков П. Г.). Если пение фальшивое, мы, прежде всего, обязан выяснить причину.
Основные причины детонации.
Причины детонации коренятся в различных областях слуховых и исполнительских навыков (если только речь не идёт о заболеваниях дыхательной системы, речевого аппарата, голосовых связок, физиологических расстройствах слуха).
Причиной может быть: нелюбовь к пению, стеснительность, апатия или наоборот, чрезмерная активность ребёнка, слабость слухового внимания; неумение ясно и чётко представить себе мелодию, неумение её воспроизвести, а также оценить своё пение (при этом ребёнок может замечать либо не замечать свои ошибки), то есть отсутствие координации между слухом и голосом; мышечная зажатость, болезненное или утомлённое состояние голосового аппарата, а также преобладание восприятия музыки в ущерб практическому пению (средства теле и радиовещания).
В том случае, если причины не связаны с физической патологией, для многих из вас проблема чистого интонирования, как правило, вполне разрешима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.
Также на процесс интонирования оказывают влияние:
- дыхание (короткое, длинное, цепное);
- ладогармонические факторы (диатоника, хроматизмы, модуляции);
- гармоническая структура (простая, сложная);
- фактура;
- степень сложности изложения поэтического текста ( его вокальность, лингвистические и орфоэпические особенности);
- состав исполнителей (наличие или отсутствие солистов, сопровождения);
- степень сложности исполнительного плана (место, роль и значение общей и частных кульминаций).
Вот несколько причин фальшивого исполнения:
1) Вы недостаточно внимательно слушал или плохо услышал тон настройки,
2) у поющего вообще слабо развит слух, вследствие вялого дыхания (в этом случае интонация низкая),
3) при форсировании дыхания ( интонация в этом случае повышается),
4) при недостаточном использовании грудного резонатора (звук становится поверхностным, повышенным),
5) при излишне перекрываемом звуке, в результате чего интонация понижается,
6) в случае болезненного или утомлённого состояния голосового аппарата,
7) когда необходимый звуковысотный тон услышан учеником правильно, но голосовые связки не в состоянии правильно интонировать его.\
Рекомендации к работе над чистотой исполнения.
1.Необходимо добиться осознанного ощущения чистой интонации.
Для этого надо найти в диапазоне голоса один или несколько тонов, которые поющий постоянно и чисто воспроизводит (обычно это звуки примарной зоны). В первый момент очень важно, чтобы вы ощутили слияние своего голоса с заданным на инструменте тоном и, поверив в свои возможности, правильно интонировал.
2. К найденному примарному тону постепенно добавляются рядом лежащие звуки. Вы пытается их правильно воспроизвести голосом и почувствовать унисон, слияние собственного голоса с заданным тоном. Так постепенно расширяется диапазон певца, укрепляется навык чистого пения, координации слуха и голоса.
3. Необходимо обращать внимание на положение нижней челюсти при пении. Для этой цели в упражнениях можно использовать различные восклицания: «ах», «ох», «ой». Этот приём помогает непроизвольно найти верный начальный тон и освободить нижнюю челюсть.
Чистота интонации может зависеть и от регистра: в высоком регистре, например, интонировать звуки труднее, чем в среднем. Поэтому трудные места, звучащие в высоком регистре, лучше отрабатывать в рабочем диапазоне голоса.
Если мелодия движется вниз, надо просить учащихся петь с ощущением движения мелодии вверх, то есть идти «от обратного». Тогда интонация не будет по инерции понижаться. В восходящем движении мелодии на crescendo, если к тому же мелодия в высоком регистре, есть опасность повышения интонации (по инерции движения мелодии вверх).
Выработке чистой интонации помогают следующие приёмы:
- пение piano, филирование звука,
- пение с закрытым ртом,
- пение на гласную «у» (в ней меньше обертонов),
- пение без сопровождения,
- унисонное пение.
Сначала слух тренируется на интонации более лёгких для восприятия упражнениях на 1-3,1-5 ступенях звукоряда. Позднее можно переходить к упражнениям, включающим в себе все звуки полного звукоряда гаммы.
Наиболее известный способ тренировки внутреннего слуха – пение знакомой песни «цепочкой», то есть каждый поёт один звук. Затем всем классом один звук поют вслух, другой – про себя и так далее, наконец, пение не отдельными звуками ,а по тактам – то вслух, то про себя.
Чрезвычайно помогает развитию внутреннего слуха игра «Эхо».
Пение на опоре – основа чистой интонации. Звук, снятый с дыхания, чаще всего уводит строй хора вниз – понижает тональность.
Важнейшим интонационным моментом исполнения является вступление хора класса в начале произведения и во вступлении после пауз. Вступление должно быть спето точно в ноту, на дыхании, в нужном ритме, с верными словами.
Работа над интонацией длинна и кропотлива. Как говорил П.Г. Чесноков, « во всякое технически сухое занятие старайся внести одушевление и интерес». Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что достижение чистой интонации – одна из актуальных проблем и первостепенных задач музыкального исполнительства и педагогики. Без точного воспроизведения высоты звуков не может быть правильного и выразительного исполнения произведения.
До скорых встреч!
Все свои вопросы вы можете задавать в поле Комментарии после текста сообщения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий