Тема: "Петь приятно и удобно": посадка хорового певца"
Прежде чем привить вокальные навыки, необходимо принять правильную певческую позу(посадку).От постановки корпуса зависит свобода и правильность работы внутренних органов. Установка внутренних частей голосового аппарата возможна только при правильной внешней постановки корпуса. Под внутренней установкой разумеется положение органов дыхания, резонаторных полостей ( главным образом, носоглотки) и отчасти артикуляционного аппарата ( главным образом, нижней челюсти).
Певческая установка – термин, который обозначает, какое положение должен принять певец перед началом пения – это:
не принуждённое ,но подтянутое положение корпуса;
расправленные спина и плечи;
прямое и вольное положение головы и рук;
стойкая опора на обе ноги ( звук, потерявший опору, становится интонационно неустойчивым).
Выполнение этих требований, активизирует дыхательные мышцы, снимает напряжение звука, облегчает певческий процесс, придаёт «эстетический» вид мышцам и жестам . Много авторов Дж.Каччини , Дж.Манчини, Дж.Ламперти , Карл Эверади, современные физиологи прошлого столетия Аспилунд, Дмитриев, Морозов, Тихонов, изучая технику пения ,обращали внимание на начальный этап работы с голосом. Многие из них постановке корпуса уделяли большое значение постановке голоса в своих работах. Дюпре, Эвелади , Лукани – считали , что корпус должен быть ровным ,грудная клетка вперёд , руки свободны. Дж.Ламперти при этом добавлял, чтобы руки ( их кисти) находились сплетёнными сзади. Мы пользуемся и 1-ым и 2-ым направлениями, но 2-е только в учебных целях.
Вопрос о постановке корпуса нужно рассматривать в двух аспектах:
1) с эстетической точки зрения;
2) с точки зрения влияния на звуковедение.
1) Певец с самого начала должен привыкать к природной, красивой позе без внутреннего стеснения и без внешнего, без лишнего движения, которые нарушают гармонию артиста во время исполнения . Привычка к природной постановке корпуса должна воспитываться с первых этапов обучения. Певец должен иметь удобную постановку, чтобы нравиться своими манерами. Следует избегать гримас на лице, ненужных движений корпуса. Изучая задание дома, ученик должен всё время петь перед зеркалом, для того чтобы лишние движения тела и лица. Таким образом, эстетическая сторона постановки корпуса требует серьёзных усилий от певца.
2) Фонация и голосообразование – это одно и тоже. Необходимо помнить, что поза певца имеет непосредственную связь с правильным звукообразованием.
Природная позиция – прямая спина, развёрнутые плечи, напряжённый пресс, свободная грудная клетка – это всё наилучшая позиция для пения.
Сидячая поза считается более трудной , чем стоячая. Это происходит потому, что расслабляются мышечные полости ( пресс) , т.к. меняется положение тазовых костей.
Развёрнутая грудная клетка создаёт наилучшие условия для работы диафрагмы и для лучшего тонуса дыхательных мышц. Но « выпячивание» груди вперёд не может быть полезным.
При позиции сидя : Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри сильней
Руки, плечи – всё свободно
Петь приятно и удобно.
Постановка корпуса очень важна в период , когда начинают формироваться певческие навыки, если поза расслаблена, то пение будет вялым и пассивным. В такой позиции развитие вокальных навыков не будет! Мышцы должны находиться в таком состоянии покоя и готовности , чтобы при первом импульсе из головного мозга « откликнуться» на посыл дыхания.
Постановка корпуса пришла в педагогическую практику из жизни, специальных упражнений и правил не существует, но за ней необходимо систематично следить.
Важно напомнить о правильном положении корпуса с помощью следующих правил в стихах:
Чтобы песне зазвучать
Нужно правила узнать.
Установку сидя, стоя
Никогда не забывать.
Певческая установка сидя.
Хором петь начать хотим,
За установкой проследим.
Чтобы нам красиво петь.
Нужно правильно сидеть,
Спину надо не сгибать.
Прямо голову держать
Руки пусть лежат свободно
На коленях, как удобно.
Ноги ровно у ребят
На полу всегда стоят.
Певческая установка стоя.
Хором петь начать хотим,
За установкой проследим.
Стоя петь мы начинаем,
Установку проверяем.
Сразу плечи расправляем
Спину ровно выпрямляем.
Голову не задираем
Руки вниз мы опускаем
Ноги ровно у ребят
На полу всегда стоят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий