Тема: "Основы сольного и ансамблевого пения"
Эстрадный вокал – вид искусства, занимающий особое место в современной музыке. Популярная музыка звучит повсюду: телевидение, радио, интернет, повседневная жизнь, множество конкурсов и концертов известных исполнителей и вокальных групп – лишь некоторые аспекты, подчёркивающие доступность этого вида искусства. У детей и подростков он вызывает огромный интерес. Программа «Эстрадный вокал» способствует эстетическому воспитанию обучающихся, творческой самореализации их в сольном и ансамблевом пении. Это особенный вид современного вокального искусства, который, как становится понятно уже даже из названия, напрямую связан с эстрадой. Одновременно с этим скажем, что оттенков у него много, ведь он сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов.
Выбор своего стиля.
Среди песен, которые относятся к эстрадному вокалу, можно увидеть:
Яркие джазовые композиции.
Песни с народными напевами в современной обработке.
Авторские песни.
Современный шансон.
Рок-произведения
Занятия эстрадным вокалом предполагают огромную палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать любую песню в необходимом драматическом исполнении.
Гибкий жанр, который позволяет продемонстрировать голос с самой привлекательной стороны. Не секрет, что в каждом новом исполнении одно и то же произведение может звучать по-разному, ведь рамки эстрадного вокала вмещают в себя и драматический талант исполнителя.
Голос – главное богатство.
И все же, несмотря ни на какие способности исполнителя, самой главной ценностью в эстрадном вокале является голос: сила звучания, тембр, диапазон – всё это влияет на окончательный результат. Технологии современной аппаратуры позволяют применять самые разные голосовые эффекты, фонограммы, минусовки – всё это неотъемлемая часть эстрадного вокала.
Многие считают, что эстрадный вокал – младший брат академического и не представляет ценности. Существуют даже мнения, что это и не вокал вовсе, а так, нечто среднее между дворовым пением под гитару и залихватскими песнями на свадьбе. Но так говорят люди, которые никогда не сталкивались с настоящим эстрадным вокалом: упражнения и распевки, занятия для улучшения дикции и артикуляции, развитие диапазона – всё это применимо к эстрадному вокалу в полной мере.
В классической музыке и в опере голос трактуется исключительно как музыкальный инструмент. Композиторы пишут музыку для этого инструмента, учитывая мастерство и особенности голоса певца.
Лидер-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.
Бэк-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).
Виды вокального исполнения.
В зависимости от того, сколько человек и как именно участвуют в вокальном исполнении произведения, разделяют такие виды вокала как:
Сольное пение (одиночное);
Ансамблевое пение (от двух до 10 человек, исполняющих обычно разные партии);
Хоровое пение (от 5-7 до нескольких десятков человек, некоторые из которых ведут идентичные партии).
Певческие голоса.
Женские голоса:
сопрано — высокий женский голос
меццо-сопрано — средний женский голос
контральто — низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
тенор — высокий мужской голос
баритон — средний мужской голос
бас — низкий мужской голос
Другие вокальные разновидности — колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).
Уроки вокала — это история на несколько лет.
Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации.
Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.
Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.
Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:
• унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
• ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;
• ансамбль нескольких солирующих голосов;
• полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);
• ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) –характерен для стилей джазовой музыки.
Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования.
В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки.
Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу — индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы — это целый отдельный мир).
Комментариев нет:
Отправить комментарий