Тема нашего занятия: «Пение «a capella»
Что такое «a capella»? A capella- это пение без сопровождения.
По – итальянски слово «capella» означает «часовня» (как в часовне).
Часовня – это маленькая церковь. Хор здесь пел без всякого музыкального
сопровождения. Такое пение получило название «acapella». Пение «аcapella»
само по себе удивительно красиво, в нем широко раскрывается певческая
прелесть человеческого голоса. И пение а капелла вышло из маленьких
часовен на простор. Весь мир принял этот стиль хорового пения.
Термин "A cappella" вошёл в употребление в конце 17 в. Первоначально
обозначал определённый стиль хоровой музыки, в котором основное
внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на
певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания.
Стиль A cappella был полифоническим; использовались исключительно
диатонические лады, избегались краткие длительности звуков. К вокальным
голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как
стал применяться термин "A cappella", этот стиль стал основным стилем
культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве
великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и
римской (Палестрина) школ. С началом 19 в., когда стиль A cappella занял
видное место и в светском музыкальном искусстве, инструменты перестали
применяться в относящихся к этому стилю произведениях и термин приобрёл
современное значение. С этого времени в западно-европейских странах
старинная музыка A cappella часто рассматривалась как совершенная форма
изложения церковной музыки; современную церковную музыку стремились
приблизить к этому идеалу.
Православная церковь использует только хоровое пение A cappella
(выдающиеся образцы культовой музыки A cappella принадлежат В. П.
Титову, М. С. Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И.
Чайковскому, С. В. Рахманинову).
Пение A cappella широко распространено в народном творчестве (русском,
болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой
раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к
стилю A cappella композиторов самых различных эпох (К. М. Вебер, Ф.
Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н.
А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский).
Значительное распространение хоры А cappella получили в современной
музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов).
Как в России, так и за рубежом существуют профессиональные хоровые
коллективы, исполняющие преимущественно музыку A cappella. Его можно
услышать в музыкальных школах, студиях, домах творчества. Есть
прославленные коллективы в Москве, Грузии, Белоруссии, Литве.
Перейдём к вокальным упражнениям, которые используем для подготовки
голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков.
Одной из важнейших особенностей является формирования навыка
«автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в
определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из
индивидуальных особенностей детей.
Распевание: (8 мин.)
- активизация работы дыхательными упражнениями А. Стрельниковой.
Выполняю два упражнения «Ладошки» и «Погончики».
- пение на одном звуке со сменной гармонией на хорошей опоре на слог «да»,
стимулирует ровный выдох и ровное ведение звука.
- распевка на движение звуков сверху вниз «ли - я, ли - я, ли» с соблюдением
округлости звуков, которое при движении сверху вниз даёт возможность
формирования высокого звука, подходя к нему как-бы «сверху», представляя
его звучание вначале в голове.
- распевка по звукам развёрнутого тонического трезвучия на стаккато,
внимание на интонирование верхней тоники – даёт возможность для
формирования купола.
- техническое упражнение «зи-и-и-и я-а-а» с упором на формирование
округлых звуков, единую манеру исполнения.
- распевка на подготовку дикции – «Штра-штре-штри-штро-штру» по
В. Емельянову.
Работа над русской народной песней «Комара женить мы будем».
Что такое русская народная песня? Это песня сочинённая народом.
Задача: добиться хорошего академического звука, не потеряв
юмористического характера произведения. Для достижения хорошего
ансамбля начинаю работу в медленном темпе закрытым ртом, выстраиваю
унисон в начальном проведении темы и 2-хголосие в дальнейшем
музыкальном построении.
Продолжаем работу пением с текстом.
Текст:
Комара женить мы будем! Ох! Ох!
Комара женить мы будем,
Будем, будем,будем, будем!
Комара муха любила. Ох! Ох!
Комара муха любила,
Пивом, брагой напоила.
Полетел комар в лесочек. Ох! Ох!
Полетел комар в лесочек,
Сел комарик на дубочек, сел!
Поднялась большая буря. Ох! Ох!
Поднялась большая буря,
И комарика-то сдуло, пал!
Он упал и еле дышит. Ох! Ох!
Он упал и еле дышит,
Ручкой-ножкой не колышет, сдох!
Прилетели тут две мухи. Ох! Ох!
Прилетели тут две мухи.
И комарика под руки унесли!
Схоронили близ дороги. Ох! Ох!
Схоронили близ дороги,
Видны руки, видны ноги, весь на виду.
Задача: добиться единой манеры произношения текста, округлять звуки для
единой манеры интонирования, показать шуточный характер песни, провести
работу над художественным образом путём включения театральных
элементов. Контролировать паузы между куплетами, требовать от
исполнителей песни в сложных ритмических моментах строго считать в уме.
Так как темпы в куплетах меняются (следуя содержанию песни), то здесь
нужно вырабатывать единую темповую манеру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий