среда, 28 декабря 2022 г.

Творческое объединение "Народный вокал" 29.12.2022

 Здравствуйте, ребята!

Тема нашего занятия: "Пение каноном"

Пение – наиболее доступный для учеников исполнительский вид

деятельности в музыке. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что

способствует развитию активного восприятия музыки, умения искренне,

глубоко выражать свои чувства, переживания. Встреча с песней, общение с

ней вызывает положительные эмоции.

Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько

голосов. Это придаёт необыкновенную выразительность исполнению.

Многоголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух и

более мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно,

либо параллельно.

Исполнение многоголосных сочинений требует определённого уровня

развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению

необходимых навыков. Главное здесь - умение поющих самостоятельно

вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.

Одним из самых распространенных жанров вокального многоголосия

является канон (от греческого kanon – правило, порядок, образец). Пение

канонов стало очень популярным в 16-17 веках, в эпоху средневековья.

Канон – строго выдержанная имитация, при которой каждый из

голосов, исполняющий одну и ту же мелодию, вступает с некоторым

опозданием по отношению к предыдущему. Расстояние между вступлениями

голосов условно называется шагом канона, шаг канона – это количество

долей между вступлением первого голоса и следующего за ним.

Пение канонов, с одной стороны, довольно легкая задача, т.к. кажется,

что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и

можно распевать её на несколько голосов. Но качественно и по-настоящему

грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым

заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и

вплетать свою мелодию в мелодии других голосов.

Необходимо остерегаться главной ошибки – формально соединять

партии, когда дети поют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу»,

иначе это будет пустая трата времени.

Прежде чем разучить какой-либо канон, необходимо объяснить что это.

Есть очень доступное для детей объяснение, которое придумала одна

маленькая девочка. «Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все

по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин, потом я приступаю к

мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама

приступает к мороженому, а папа пробует апельсин. Затем я съедаю

шоколад, мама пьёт чай с пирожным, а папа приступает к мороженому.

Когда мама ест шоколад, папа пьёт чай с пирожным. И, наконец, папа

доедает свой шоколад». Такой вот вкусный канон.

Для ребят удержать свой голос в двухголосном произведении –

довольно трудная задача, но осуществлять её надо так, чтобы они не

замечали особенных сложностей, превратить процесс обучения в интересную

игру. Ведь внимание маленьких обучающихся неустойчиво, утомляются они

быстро, а решить на уроке надо очень много задач.


Особой симпатией у ребят пользуются речевые каноны, потому что

темой такого канона становится поэтический текст, исполняемый в ясно

организованном ритме. Особенно это необходимо, если дети устали и надо

активизировать их внимание. Можно без пения проговорить слова канона –

это улучшит дикцию и отвлечёт, переключит внимание на другой вид

деятельности, даст возможность отдохнуть голосовому аппарату. Можно

просто постучать ритмический рисунок, в сложных же партитурах эта работа

необходима.

Ещё до пения, если в каноне имеются ритмические особенности, надо

отдельно проработать такие трудности, как «пунктирный ритм», «синкопы»,

«ноты с точкой» и т.д.

Основой мелодического канона является мелодия, довести которую

надо до чистого унисона a capella, напомнив детям:

«Сначала слушаю, потом пою». Обратив внимание на точные

вступления голосов, умение держать темп от начала до конца, петь в

динамике, слушая не только ближайших певцов и другие партии, но и

соотносить своё пение со звучанием всего произведения, слышать друг друга

и вертикаль.

На первых порах канон сложен для исполнения обучающимися, где

одна группа может сначала начинать петь песню, а затем вступать вторыми,

но приходит осознание того, насколько богаче многоголосное пение и

значимость в нём каждой партии.

Крайне полезно пение каноном гамм. Кроме понятия канона, это

упражнение поможет наладить чистоту интонирования мажора и минора,

станет полезной тренировкой в пении параллельных терций, причем с

перестановкой голосов.

Как веселые сюрпризы в конце урока можно использовать мимические

каноны. Его темой становится последовательность гримас.

Работа по развитию гармонического слуха и многоголосного пения в

хоре сложна и ответственна. Она требует колоссального терпения,

увлечённости от педагога и определённой музыкальной подготовки

участников хора. Зато при появлении положительных результатов, она

оставляет неизгладимый след в душах детей, открывая перед ними

прекрасный мир музыки.

Предлагаю прослушать русский хороводный канон «Со вьюном».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Творческое объединение "Народный вокал" 22.05.2023

 Здраствуйте, ребята! Тема нашего занятия: "Отчётный концерт. Подготовка к проведению мероприятия" Концертные выступления – важная...